Кризисный сценарий: есть варианты

28.12.2013

Обязанность собственника – иметь кризисный план действий, который позволит при всех неожиданностях удерживать бизнес на плаву и получать результаты даже в ситуации «сильной турбулентности». Возможным сценариям поведения собственников в ближайшие месяцы была посвящена большая дискуссия на ивенте Львове в декабре 2013-го. В ней участвовали все присутствующие и даже гости (София Опацкая, ЛБШ), а модератором выступил Михаил Вейсберг.

21

Вступительное обсуждение возможных угроз показало, что наиболее вероятными проблемами владельцы семейных компаний считают резкую инфляцию гривни, падение спроса, изменение поведения потребителей (изменение критериев покупки), изменение правил работы с Россией (вплоть до закрытия границ), усиление давления проверяющих органов, рейдерство, попытки монополизации рынков, угроза дефолта.

Что можно противопоставить этим угрозам? У многих уже накопился большой опыт работы в кризисных ситуациях. Разделившись на четыре группы, участники делились своими наработками, сравнивали ситуацию в разных отраслях и в разных городах и вырабатывали перечень возможных действий для руководителя. Какие-то из них необходимо осуществить обязательно, к другим нужно быть готовыми.

Ниже – короткие результаты дискуссии в группах и их общего обсуждения.

Экономическая проблематика

  • Оптимизация затрат, адекватное бюджетирование 2014 года
  • Сокращение некоторых недоходоприносящих служб, переход на аутсорсинговые услуги
  • Отказ от неэффективных профит-центров, оставлять только те юниты, которые приносят прибыль
  • Привязка зарплат к более жестким KPI, уменьшается постоянная часть, переменная часть привязывается к результатам
  • Следить за ликвидностью
  • Мониторить рынок, проводить малозатратные исследования своих покупателей, разработать новые инструменты «влияния» на потребителей
  • Работа с лояльными покупателями, не отпускать, холить и лелеять, поддерживать отношения
  • Дополнительное обучение продавцов, учить работать с изменением запросов и новыми возражениями, учить дилеров и партнеров
  • Расширение географии продаж, новые страны
  • Вводить новые бренды в низкой ценовой категории, отслеживать наценки партнеров и дилеров. Пересмотр портфеля, ориентир на то, что сейчас востребовано клиентами
  • Отказ от долларовых кредитов. Переливать кредиты из долларов в гривни
  • Работать с командой, собирать весь коллектив, честно говорить о том, что происходит, реально оценивать ситуацию, вместе генерировать идеи
  • Рассматривать другие отрасли, искать идеи на стыке отраслей, экосистем, совместные акции, рассылки, выставки
  • «Быть в здоровых цепочках» – мониторить ситуацию у поставщиков и банков
  • Информировать поставщиков с опережением, заранее написать письма и сообщить о ситуации и ваших шагах. Пересмотр планов продаж и цен с поставщиками
  • Не отгружать товар с отсрочкой платежа
  • Забирать товар из розницы назад, если инфляция вырастет больше 10%
  • При заметной инфляции – переоценка товара на складе и с теми компаниями-партнерами, с которыми можно договориться
  • Забрать деньги за товар из сетей под акции и большие скидки
  • Контроль за отсутствием задолженностей у сетей
  • Подписание договоров о штрафных санкциях с розницей и сетями
  • Нетрадиционные акции продаж (зашторить окна в магазине, привилегированное адресное предложение)
  • Установить единую зарплату для всех сотрудников, включая «топов», фиксировать зарплату в твердой валюте
  • Ручное управление, ежедневный сбор

Проблематика безопасности бизнеса

  • Максимально узаконенный бизнес, снижать риски, официальные зарплаты.
  • Максимально использовать юридические инструменты защиты, переводить споры в формальное судебное поле
  • Инициировать получение заключений аудиторских компаний
  • Оптимизация налогов, не пользоваться сомнительными «посредниками»
  • Не опускаться ниже 1,5% от оборота  размера налогов на прибыль, показывать небольшую положительную динамику
  • Поиск альтернатив на таможне, использование других компаний для ввоза товара
  • Обучить внутреннюю службу безопасности
  • Ценить лояльный персонал
  • Усиление безопасности производственного процесса
  • Сервера держать в Канаде, облачные технологии
  • По возможности пользоваться профильными профсоюзами, профильными ассоциациями
  • При конфликте решать вопросы на самом низком уровне, с инспектором, не доводить до высоких чинов
  • Дробить крупные предприятия на мелкие, создавать аффилированные бизнесы, не держать активы в одной компании
  • Как можно больше собственников, вводить иностранных владельцев
  • Отслеживать, какие индустрии атакуются рейдерами
  • Моральная и физическая подготовка руководителя, подготовка семьи
  • Возможность дистанционного управления компанией, когда собственник выезжает из страны