«Рассекреченные» чемпионы: как компаниям из Словении удалось стать признанными европейскими лидерами

28.04.2014

ХV ивент FBN Украина стал вторым международным туром владельцев семейных бизнесов.  25-26 апреля 2014 г. мы отправились в Словению, маленькую красивую страну в центре Европы, чтобы познакомиться с опытом компаний, которых международное исследование отнесло к «скрытым» чемпионам в своих бизнес-сегментах.

_MG_0424

В маленькой деревушке Рыбнице мы познакомились с братьями Шкрабец, которые представляют крупную инжиниринговую и строительную компанию RIKO Group. Компания активно работает на рынках России, Украины (Турбоатом, Интерпайп, завод Антонова), Беларуси, Центральной и Восточной Европы, Великобритании. Мы посетили производство «дизайнерских» деревянных домов, которые компания делает для Европы и ознакомились с родовым имением «Семейство Шкрабец», превращенным в музей. «Нет разницы, где находится твоя компания,  — говорит основатель бизнеса Янез Шкрабец. – Каждому кажется, что именно он в центре мира».

_MG_0497

_MG_0672

_MG_0737

Секреты «скрытого» чемпиона – компании Studio Moderna – раскрыл нам в Любляне один из ее основателей, председатель совета директоров Санди Чешко. Компания специализируется на телевизионном и директ-маркетинге, в течение восьми лет они открывали по три рынка новых стран и стали крупнейшим игроком Центральной и Восточной Европы. Studio Moderna научилась соединять телевизионные продажи с другими каналами и наполнила свои “телемагазины”, сайты и каталоги новым ассортиментом товаров и брендов. “Знать, чего хочет покупатель, важнее, чем иметь хороший продукт” — говорит Санди Чешко.

_MG_0969

_MG_1050

Вечером мы с удовольствием побродили по центру Любляны, посетили ювелирный бутик семейной компании Zlatarna Celje (крупнейший производитель ювелирных украшений в стране со 160-летней историей) и поужинали в старинном Люблянском замке над городом.

_MG_1119

_MG_1199

_MG_1263

За ужином к нам присоединились члены FBN Adria и Slovenian Business Clab. Президент FBN Украина Владислав Бурда сделал для них презентацию о своей компании и ситуации с бизнесом на Украине.

_MG_1378

_MG_1406

Утром второго дня мы выехали на север страны в город Блед, чтобы встретиться с основателем компании Seaway Япеком Якопиным. Seaway – признанный европейский лидер по дизайну и инжинирингу парусников. Компания занимает второе место в мире в этом бизнесе, уступая только американцам. Их углеродные сверхлегкие парусники Greenline с электрическими и гибридными двигателями вызвали восхищение в мире своей энергоэффективностью и экологичностью. У Япека – степень магистра в области кардиологии и хорошо продуманная бизнес-идеология.  -Нужно иметь свои бренды! – настаивает Япек. И добавляет: — Нужно научиться общаться со всей Европой. Иначе – будете работать на немцев.

_MG_1535

_MG_1609

_MG_1625

_MG_1573

В Бледе мы, наконец, детально познакомились с IEDC – международной бизнес-школой менеджмента, которая входит в сотню лучших бизнес-школ мира. Сегодня здесь учатся бизнесмены и менеджеры из 15 стран, а 4500 выпускников школы работают в 70 странах мира.  IEDC – единственная бизнес-школа в мире у которой в программе есть предмет “Искусство и лидерство”. Школа фокусируется на создании творческой окружающей среды для творческого лидерства.

_MG_1796

_MG_1799

Перед нами выступил специально приглашенный гость – Гелько Качина, знаменитый экс-министр информации Словении и активный политик ЕС (в конце марта он работал в составе миссии Брюсселя в Верховной раде Украины).

_MG_1818

_MG_1848_1

А затем состоялась дискуссия об уроках «скрытых» чемпионов. В ней приняли участие академический директор IEDC Ненад Филипович, СЕО семейной компании Tajfun Planina Исток Шпан и члены делегации FBN Украина.
Исток Шпан рассказал как развивал бизнес и выкупил долю в компании у отца. Он считает, что в основе успеха компании правильные отношения с импортерами, которые не берут продукцию конкурентов в свой портфель, опираются на бренд Tajfun и гарантируют сервис конечным покупателям на своих рынках.
Ненад Филипович обобщил свои наблюдения за “скрытыми” чемпионами. Он говорил об их терпении и ставке на длинный путь, об ориентации на требовательных клиентов, о культуре маленьких городков, об умении сделать дистрибуторов “членами семьи”.

_MG_1930_1

_MG_1932_1

_MG_1983_1

Вдохновляющему путешествию по озеру Блед не смог помешать даже дождь.

_MG_2097

_MG_2314

_MG_2263

А перед ужином нас ждал сюрприз: маленькая ярмарка местных фермерских продуктов с восхитительным вкусом. Никто из членов украинской делегации не смог устоять против такого искушения, каждый увез домой что-то вкусненькое из Бледа.

_MG_2318_1