Вена: отдохнуть культурно (продолжение)

08.03.2015

Михаил Вейсберг – о том, почему стоит приехать в бывшую столицу Австро-Венгерской империи, даже если бывал здесь уже не раз

818235

Четвертый день

Сегодня у нас запланирована поездка в Шенбрунн — дворцово-парковый комплекс, где жили и работали в разное время и император Франц Йозеф и императрица Мария-Терезия. Но это будет после обеда, а пока я отправляюсь в один из самых больших музеев мира – музей истории искусств, где собраны богатейшие императорские коллекции. Музей настолько велик, что нет смысла пытаться осмотреть его весь. Меня интересуют две вещи: Брейгель – здешняя коллекция Брейгеля считается самой большой в мире, и Веласкес с его инфантами – одна из инфант находится в Киеве и знакома, можно сказать, с детства, так вот очень хочется сравнить «нашу» инфанту и венскую. Ориентируюсь по схеме музея и двигаюсь через анфиладу залов навстречу Брейгелю, но по дороге все время застреваю. Здесь очень интересно сделана экспозиция – часть картин образует как бы мини-тематические коллекции, например, «Женский портрет 16-18 веков» или «Избиение младенцев в Вифлееме в интерпретации художников разных эпох». Натыкаюсь на портрет Марии Медичи – она чудо как хороша и выглядит удивительно современно. Вообще среди множества средневековых портретов регулярно, но каждый раз внезапно, прорезается совершенно современное упрямое лицо – так мог бы выглядеть, например, депутат от партии регионов, если бы ему пришло в голову одеться в средневековый костюм и заказать свой портрет маслом.

Зал Брейгеля вызывает изумление просто самим фактом наличия практически всех картин, которые ты когда-либо видел в альбомах. По нему хочется ходить кругами, раз за разом обнаруживая в знакомых сюжетах мелкие детали, которые пропадают на репродукциях. «Инфантам» Веласкеса радуешься почти как родственницам. Они очень узнаваемы, вплоть до деталей. В какой-то момент тебе даже может показаться, что наша, киевская, пожалуй, получше будет, понасыщеннее, но это – скорее – иллюзия, вызванная местническим патриотизмом.

Здесь тоже замечательный музейный магазин, даже больше и богаче, чем в «Альбертине». И еще тут небольшой изысканный ресторан в холле второго этажа, где раз в неделю можно придти в 18.00 на ужин и совместить трапезу с экскурсией по залам между блюдами. Правда, билеты на такой ужин нужно заказывать заранее, многим эти идея оказывается и «по вкусу», и по душе.

Шенбрунн в осенних сумерках так же красив, как и днем, но уже не так интересно ходить по его паркам и путаться в зеленом лабиринте, созданном императорскими садовниками. Зато можно отправиться на «штрудель-шоу», где молодой повар расскажет и покажет, как он делает знаменитый венский яблочный штрудель. Тут не скрывают рецепта, и я его тщательно переписал для желающих (см.ниже). После ужина в ресторанчике при дворце мы перемещаемся в бывшую оранжерею Шенбрунна, где нас и еще две сотни разноязыких туристов ждет концерт легкой классической музыки. Мелодии узнаваемы, они сопровождали нас все четыре дня поездки: первое отделение – Моцарт, второе – Шопен. На душе становится комфортно и легко, правда ноют набеганные по музею ноги, но в темноте зала можно незаметно снять туфли, и это окончательно примиряет тебя с реальностью.

Chateau-de-Schonbrunn-Austria-544x960

 

Рецепт венского яблочного штруделя.

Готовим тесто. 250 грамм муки тонкого помола, 2 г соли, 50 г яиц, 100 г воды комнатной температуры, 20 г растительного масла. Все компоненты смешать в мягкое тесто до достижения его полного неприлипания к рукам и столу. Скатать тесто в шар, смазать его растительным маслом и оставить постоять в течение 20-30 минут. (Наш повар клал тесто просто в тарелку и заливал его маслом – это нужно для повышения эластичности при дальнейшем раскатывании в тонкий лист). Раскатать тесто на чистом посыпанном мукой куске ткани (кухонном полотенце) и дополнительно растянуть до тончайшего состояния немного подбрасывая полотно ладонями. Смазать сливочным маслом.

Масляные панировочные крошки. 100 г панировочных крошек, 50 г сливочного масла. Растопить в сковороде сливочное масло, добавить панировочные крошки и поджарить до золотисто-коричневого состояния.

Коричневый сахар. 140 г мелкокристаллического сахарного песка, 10 г корицы. Перемешать компоненты в сухом состоянии.

Начинка. 150 г панировочных крошек, 150 г коричневого сахара, 170 г изюма, 10 г лимонного сока, 1100 г яблок кислого сорта с удаленной кожицей и сердцевиной, порезанных мелкими ломтиками, немного рома. Все компоненты хорошо перемешать.

Приготовление. Намазать начинку на растянутое тесто, отрезать толстые края и осторожно закатать при помощи чистого куска ткани (того же кухонного полотенца). Перекатить аккуратно на смазанный сливочным маслом противень и выпекать при температуре 190 градусов до золотисто-коричневого состояния. Сразу же после выпечки смазать штрудель горячим сливочным маслом.