Don’t panic?

10.02.2018

Основным преимуществом журнала Economist для меня является то, что они дают нестандартные модели, объясняющие как устроен мир на самом деле. Я постарался выписать и развернуть наиболее важные тезисы из статьи об Элоне Маске, посвящённой последним событиям.

Итак, недавно произошел запуск космического корабля SpaceX Falcon Heavy c Теслой и роботом на борту.

Все порадовались этому необычному и яркому событию, оценили супероригинальную рекламу. Посмеялись над надписью Don’t panic.

И вот Economist пытается разобраться, что за этим всем шумом стоит.

Статья называется Impact Investor.

Так обычно называют социальных предпринимателей или инвесторов, которые вкладывают в соцпроекты.

Но Маск он представитель абсолютно реального коммерческого бизнеса, хотя именно социальная миссия делает его компании привлекательными.

То, что действительно захватывало дух — это не запуск ракеты, а точная посадка через 8 минут 3-х ее частей (бустеров). После такой мощи — такая деликатность!

Маск любит экстравагантные шоу и неожиданные шутки, которые могут показаться глупыми. Но это не стоит оценивать как недостаток серьезности. Маск управляет двумя многомиллиардными компаниями.

Управляет очень вовлеченно. И не для того чтобы разбогатеть или победить конкурентов, а потому что он хочет открыть фундаментальные возможности для человечества.

Основное что привлекает лучших сотрудников, а Элон не упускает никого, в очень высококонкурентной среде — это миссии обеих компаний:

1)SpaceХ — сделать людей межпланетными существами;

2)Tesla — обеспечить мировой переход к устойчивому источнику энергии.

Тот факт, что цели компании идут намного дальше продукта и прибыли значительно отличает Элона от Джефа Безоса (Amazon) и Лари Пейджа (Alphabet) и дает ему картбланш в привлечении лучших.

Даже создав одну такую компанию — это было бы причиной огромного уважения и успеха, но 2 параллельно — это что-то экстраординарное.

Это говорит о нескольких вещах. Маск не просто хороший стратег, он прекрасный менеджер, вдохновляющий лидер и ко всему прочему полон огромных амбиций!

SpaseX был создан в 2002-м, а в 2008-м имел свой первый успешный запуск. В 2017-м Маск запустил 18 ракет, больше чем вся Америка и Европа вместе взятые.

Falcon 9 является самой дешевой большой ракетой по одной единственной причине — ее можно использовать повторно, потому что она возвращается)!

Тesla S самый продаваемый электромобиль в США за последние 3 года.

Пол миллиона заказов поступило на новую Model 3.

И Tesla на огромной скорости стремится пробиться в масс-маркет.

Тем не менее именно в Тесла дела идут совсем не гладко.

Инвестора кричат «Short Tesla» избавляться от акций. Потому что Элон не может выполнить свои обещания по производству 5000 машин в неделю. Даже половину этого количества он не в состоянии произвести.

Но в 2008-м обе компании уже были недалеко от банкротства. Сейчас они обе стоят примерно 80 миллиардов долларов.

Правда в Тесле Маск владеет уже меньше четвертью компании, поскольку каждый новый виток вливания инвесторов уменьшает его долю.

А Тесла сжигает кэш, как ракета Маска керосин.

За следующие 3 года будет инвестировано 20-25 миллиардов долларов. И это в компании, которая генерит убытки.

Таким образом мы имеем дело с типичным парадоксом, который полностью развевает сомнение в том, что фондовый рынок не имеет ничего общего с реальностью:

Tesla которая несет колоссальный убытки стоит под 60 миллиардов долларов и люди продолжают нести туда деньги. Спрос превышает предложение, именно поэтому акции постоянно растут.

А SpaceX который уже сделал революцию в космосе, быстро топит конкурентов, и получает огромные контракты стоит «всего лишь» 21 миллиард.

Таким образом, что делает Маск, чтобы спасти имидж Теслы. Он говорит не смотрите на меня как на владельца, а смотрите на меня, как на CEO. Потому что как у владельца моя доля постоянно сокращается.

А вот как CEO я готов получать бонусы (соизмеримые с дивидендами контролирующего владельца) только если достигну результата.

И какие же он ставит цели?

Достигнуть капитализации 650 миллиардов долларов.

Ну для этого недостаточно просто выпускать в 100 раз больше электрокаров. Недостаточно убить всех конкурентов.

Надо полностью уничтожить двигатель внутреннего сгорания. Причем не просто для легковушек, но и для грузовиков.

Надо сделать мощные батареи, чтобы их было где хранить и быстро перезаряжать.

Короче надо полностью реформировать всю отрасль и перестроить под себя.

Хорошая новость заключается в том, что уже доказано, что если строить электромобили с нуля, то это намного эффективнее, чем производить их на тех же линиях, где производятся автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Для примера маленькое сравнение в Tesla S 20 компонентов, а у конкурентов пришедших из обычных бензиновых производителей 2000.

P.S.У Маска наблюдается удивительное сочетание 2-х качеств умение брать на себя риск и работа с повышенным уровнем сложности.

Что касается риска, то Маск берет достаточно риска для себя, но оберегает других от риска.

При этом беря на себя риск, он не срезает углы, а проходит весь опыт сполна!