16

Каждая четвертая крупная европейская компания –
это семейный бизнес

Философия FBN-Украина:
для чего мы собрались

  • Как сделать так, чтобы компания прожила дольше, чем
    владелец?
  • Как сделать, чтобы она продолжала успешно существовать,
    даже если я (владелец) уйду на пенсию или увлекусь чем-то
    помимо бизнеса?
  • У меня подрастают дети, я вложил немало средств в их
    образование, но смогут ли они включиться в бизнес и быть там
    эффективными?

Эти вопросы задают себе 90% собственников бизнесов в Украине. Ответы на них дает практика
международного объединения семейных компаний Family Business Network International (FBN-I),
которую использует и ассоциация FBN-Украина.

15

Владислав Бурда, президент корпорации RedHead,
инициатор создания ассоциации семейных бизнесов
в Украине:

 

 

 

 

 

— Наша миссия как отделения FBN International в Украине: мы хотим создать прецеденты, когда капитал будет передаваться из поколения в поколение с наименьшими потерями. Только 33% бизнесов, согласно мировой статистике, передается по наследству второму поколению. Идея заключается в том, чтобы улучшить этот показатель насколько возможно. По крайней мере, на территории Украины. Самые большие экономические разрушения происходят при разрыве цепочки клиентов, цепочки поставок, из-за разломов, которые возникают в инфраструктуре бизнеса при хаотичной неподготовленной передаче. Наша задача – предотвратить ущерб, предотвратить потери, которые могут возникнуть при передаче бизнеса, и сделать это процесс передачи активов и ценностей бизнеса максимально эффективным. Если капитал и активы не разрушаются во время передачи (а в масштабах Украины это сотни и сотни миллионов долларов ежегодно), то сохраняется и богатство страны. И если нам удастся в Украине этот показатель передачи бизнеса второму поколению улучшить хотя бы на 10%, то это будет огромным вкладом в страну.

FBN-Украина работает также и для того, чтобы не было противостояния между родителями и детьми. Чтобы они могли какое-то время поработать в партнерстве, чтобы дети могли чему-то полезному и важному научиться у родителей. Это хороший плацдарм для воспитания детей. И даже если ребенок не захочет стать менеджером родительского бизнеса или не будет хорошим управляющим, то вы можете помочь ему стать профессиональным владельцем, а владелец бизнеса – это профессия. И это то, чему мы обучаем на ивентах FBN-Украина и что активно обсуждается и дискутируется владельцами семейных компаний в нашей ассоциации.

История создания

 

В сентябре 2008 года Владислав Бурда побывал на саммите FBN International в Дели и понял, что это именно то, что он искал многие годы. Там собрались владельцы со всего мира, они рассматривали лучшие семейные кейсы и посещали самые интересные семейные компании страны. На то время в FBN было 21 чаптер (отделения), причем из Восточной Европы только один – в Болгарии. И никого из СНГ. Владислав Бурда обратился в штаб-квартиру ассоциации с письмом, подготовил бизнес-план развития нового чаптера и в феврале 2009 года получил добро FBN International на создание украинской ассоциации. «Когда ваш первый ивент?» – спрашивали в письме, которое пришло из Швейцарии.

Первый ивент

 

7 августа 2009 года ивент состоялся. 12 семей собрались в Одессе в офисе корпорации
RedHead (тогда она называлась «Европродукт»). С лекцией о семейном бизнесе выступил Владислав Бурда. Гостем встречи был представитель FBN International, который приехал поздравить украинцев и пояснить, как можно развивать сообщество владельцев семейных бизнесов. Хостом встречи (компанией, которая принимает участников и делится своим опытом) выступила компания «Вина Гулиевых». Роберт Гулиев организовал дегустацию на заводе и рассказал, как сотрудничает с сыном в развитии бизнеса. Участники успели позаниматься йогой и провести мини-турнир по теннису. Это было очень необычное событие, которое создало прецедент – так раньше люди бизнеса не общались.

На этом этапе важную информационную поддержку нам оказало издательство «Стандарт» Алексея Капусты, которое публиковало в журнале «Управление компанией» статьи Владислава Бурды и интервью с владельцами семейных бизнесов, а также подключилось к выпуску первых переводных книг по семейным компаниям по заказу FBN Украина.

Что произошло с тех пор

 

FBN-Украина заметно расширилась, сейчас нас уже больше 40 семей, ивенты, которые проходят три раза в год, собирают 60-70 человек. Мы создали образовательно-коммуникационную платформу, где владельцы бизнесов и члены их семей научились знакомиться и общаться друг с другом, сумели создать открытое сообщество людей, которые до этого не имели равного круга общения. Члены FBN получили простой доступ к первым лицам самых разных компаний. Мы нашли типовой формат встреч: один или несколько спикеров, хост со своим опытом бизнеса,
дискуссия на важную для всех тему и спортивно-развлекательная программа. Нам удалось запустить программы для второго поколения (NextGen) и отдельные программы для самых младших (Junior Gen).

Что дальше?

 

Мы постоянно экспериментируем. Кроме базовых городов ассоциации (Одесса, Киев,
Днепропетровск) начали осваивать другие территории. Уже побывали в Черкассах, Львове. Провели несколько международных ивентов и готовимся к следующим. Опробовали новый формат – модерацию внутренней дискуссии поколений, хотим лучше услышать друг друга. Активнее стали ездить на FBN-саммиты, наши делегации (8-10 чел) больше, чем из других чаптеров восточной Европы. Мы будем развивать мастер-классы на темы семейного бизнеса.

Портрет типичного члена ассоциации

 

Это предприниматель, который не потерял интереса к бизнесу. Он хочет учиться и развивать свой бизнес. Он видит в своих детях наследников бизнеса, он хочет их развивать и сотрудничать с ними, ему нужны новые технологии обучения. И у него есть желание вносить вклад в общественную жизнь, есть социальная жилка.

Структура управления ассоциации

 

Ассоциацию возглавляет президент – Владислав Бурда. Проектами, связанными со вторым поколением собственников, занимается лидер NextGen Александр Михайленко. За связь с участниками и сервисы для них отвечает ассистент президента Владимир Доманин. Планированием деятельности занимается Совет FBN, куда, кроме перечисленных людей,
входят Михаил Вейсберг, Катерина Остапчук и Николай Глухов.

Медийные ресурсы FBN-Украина

 

У ассоциации работает сайт fbn.ua, где освещаются наши новости и размещаются материалы
для членов FBN. Для оперативной связи используем страничку в Фейсбуке. Три раза в год выходит журнал FBN News, в котором можно прочитать о событиях в бизнесах членов ассоциации, посмотреть отчет с очередного ивента, ознакомиться с материалами о развитии семейных бизнесов, разместить свои объявления.

Кто может стать членом ассоциации и
как это сделать

 

Членом FBN-Украина может стать любой владелец или совладелец частной компании,
разделяющий нашу миссию и ценности, для которого этот бизнес является основным и который не является миноритарным собственником. Для вступления в ассоциацию нужно заполнить анкету, которую рассмотрит и одобрит Совет FBN, и заплатить вступительный и ежегодный взнос. Член FBN-Украина автоматически становится и членом международной организации FBN International.

Требования к бизнесу члена ассоциации – пять лет работы на рынке, для торговых и производственных компаний оборот в год – $10 млн, количество работающих – 70 чел. Для компаний других отраслей критерии оговариваются отдельно. Кандидаты в члены ассоциации могут в качестве гостя посетить ивент и принять участие во всех мероприятиях FBN-Украина.

Для чего собственнику бизнеса
вступать в Ассоциацию владельцев
семейных компаний FBN-Украина?

Если я хочу помочь своим детям справиться с бременем
ответственности за владение в будущем моими бизнес-активами

Дети чувствуют эту ответственность, но еще не в состоянии ее оценить. В FBN-Украина мы
погружаем их в общение со сверстниками – такими же будущими наследниками других бизнесов. У нас можно понять, как другие к этому относятся, как можно наилучшим образом к этому подготовиться, через какие этапы проходили те, кто чуть старше, обменяться семейным опытом.

2

Чтобы услышать других собственников

Понять их философию, оценить их личность и ценности, познакомиться с их взглядами на
бизнес, узнать, какие они используют подходы к управлению бизнесом, к обучению себя, своих детей, своих топ-менеджеров. Этот обмен опытом позволяет владельцу выйти из изоляции, в которой он постоянно находится в борьбе за развитие и устойчивость своего бизнеса.

Узнать, какие они используют подходы к управлению бизнесом, к обучению себя, своих детей, своих топ-менеджеров. Этот обмен опытом позволяет владельцу выйти из изоляции, в которой
он постоянно находится в борьбе за развитие и устойчивость своего бизнеса.

3

Для того, чтобы приобрести друзей своего круга и уровня,
обновить свои бизнесовые и товарищеские контакты

4

Если для меня важно целенаправленное выделение времени
своей семье

Два дня ивента FBN-Украина – это время, которое вы выделяете на свою семью, когда вы даете знак близким, что семья для вас важна. Не так много мест, куда можно поехать со своей семьей, чтобы чему-то поучиться и обсудить вместе. Это не поездка на курорт с семьей, где каждый сидит со своим гаджетом. Здесь общая вовлеченность, возможность проявить активность.

5

Чтобы увидеть и услышать самых интересных спикеров

и быть на острие знаний и практик в области управления и владения бизнесом, получить доступ к обладающим мудростью лучшим гуру по развитию бизнеса и улучшению отношений в семье.

6

Если я хочу получить возможность предоставить кейс
о своей компании 40 другим собственникам

Показать свою компанию другим владельцам бизнесов с другим жизненным и предпринимательским опытом, получить от них обратную связь, найти партнеров и новых клиентов. Переосмыслить свой бизнес, взглянув на него глазами других собственников.

7

Для того чтобы дать возможность детям пройти практику в
других семейных компаниях

Выбрать отрасль, страну, компанию и владельцев бизнеса, куда можно безопасно и с пользой отправить ребенка на стажировку, для которой будет разработана специальная программа.

Отличительные черты
семейного и не семейного бизнеса:

Семейный бизнес, кроме обычных задач управления, маркетинга, производства и конкуренции на рынках, сталкивается с такими специфическими вопросами, как воспитание следующего поколения владельцев, организация управления бизнесом и семьей, вопросы наследства. Больше половины всех работающих в европейских странах людей задействовано именно в семейном бизнесе.

Общие черты семейных компаний

Основатели обычно хотят оставить наследие и убедиться, что предприятие будет успешно развиваться после их ухода. Супруги основателей обычно желают гармонии в семье. Члены семьи, которые не являются владельцами и не вовлечены в управление (супруги, дети, внуки), чувствуют, что они могут оказывать влияние на вопросы, связанные с бизнесом. Они могут неформально участвовать в контроле семейных компаний. Родители склонны к установлению равноправного отношения к своим детям. Взгляды на равноправие влияют на решение о том, кто будет управлять и владеть предприятием, а кто
получит остальные активы.

Мы знаем, что управлять семейным бизнесом может быть
трудно. Мы знаем, что посторонние люди с трудом могут
осознать это. Но мы также знаем, что если думать об
обязательствах перед последующими поколениями, это

может принести огромное личное удовлетворение