Наши в Индии
30.04.2017
26-29 апреля в Индии состоялся 13-й Международный саммит для следующих поколений владельцев семейного бизнеса. В первый день ивента со своим кейсом выступили Александр и Максим Михайленко. Братья рассказали о попытках присоединиться к бизнесу отца, основавшего корпорацию «Мирс» (дистрибуция, оптовая и розничная торговля бытовой техникой, посудой и товарами для дома). Искренняя история представителей следующего поколения о столкновении старых и новых идеологий, разделении семейной и деловой истории, поиске оригинальных решений и новой стратегии развития вызвала жаркие дискуссии. По отзывам участников, их кейс стал одним из самых ярких и успешных в программе саммита.
Программа ивента была разделена на два больших блока: пресаммит, который одновременно проводился в четырех регионах страны и предполагал посещение семейных компаний, и, собственно, саммит – состоящий из встреч, лекций, выступлений и мастер-классов. Стартовал пресаммит в Коимбатуре – городе на юге Индии, втором по величине мегаполисе штата Тамилнад. Первой компанией, которую посетили участники саммита, стало именно текстильное предприятие Chennaі Silks, специализирующееся на производстве высококачественного шелка и национальной одежды. Первый ткацкий цех здесь был запущен в 1960 году – спустя полвека Chennai Silks выросла в международную семейную корпорацию со штатом 18 тыс. сотрудников и обширной сетью филиалов по всей Индии. Здесь каждый из членов семьи выбирает для себя именно то направление, которое ему наиболее интересно развивать: производство тканей, изготовление красящих веществ, маркетинг, продажи, дизайн или что-то другое. Многие предприятия вырастают в отдельный бизнес – но при этом все наследники продолжают работать под одним семейным брендом. На второй день представителям NextGen со всего мира представилась возможность познакомиться с компанией Lakshmi Machine Works. Она ведущий производитель и поставщик текстильного и прядильного оборудования. На заводе в Коимбатуре, который посетили NextGen, работает более 12 тыс. человек. Сейчас компанией управляет третье поколение семьи основателя – Куппусвами Найду. Его наследников поощряли реализовывать вдохновляющие их проекты – благодаря этому сейчас одним из наиболее динамично развивающихся подразделений LMW является производство медикаментов, которое развивает дочь нынешнего главы семейства. Вечером состоялось заседание клуба Young Turks Conclave, где NextGen познакомились с ведущими предпринимателями страны – амбициозными личностями, выходцами из бедных каст, которые создали бизнес с нуля, сделав акцент на уникальные для рынка предложения.
25 апреля участники отправились на юг, в Мадурай – старейший из существующих городов не только штата Тамилнад, но и всей Индии. Целью поездки была офтальмологическая клиника Aravind Eye Hospital, открытая доктором Говиндаппой Винкатасвами в 1976 году. Свою первую скромную больницу на 11 коек Винкатасвами основал по выходе на пенсию, вопреки множеству трудностей. Винкатасвами мечтал применить бизнес-модель McDonald's к системе офтальмологических клиник, делая ставку на низкую стоимость предоставляемых услуг, высокое качество и массовость. Благодаря поддержке семьи, ему удалось реализовать свои идеи. За следующие 40 лет в сети клиник Aravind Eye Hospital хирурги провели более четырех миллионов офтальмологических операций, большую часть из которых – со значительной скидкой или бесплатно. Прибыль, полученная за счет состоятельных пациентов, которые могут платить полную рыночную стоимость услуг, распределяется на льготное или бесплатное лечение бедняков. В 1992 году было запущено собственное производство глазных хрусталиков, позволившее существенно снизить стоимость операций, а в 1997-м в Aravind появилось свое фармакологическое подразделение. В этом семейном бизнесе до сих пор участвуют члены семьи основателя. Некоторые из них задействованы в управлении, некоторые практикуют как врачи, но дивиденды наследники Венкатасвами не получают. Все средства инвестируются в модернизацию действующих клиник и строительство новых. Второй компанией, которую посетили участники пресаммита в Мадурае, стала TVS & Sons Group – индийский многопрофильный автомобильный конгломерат, крупнейший в стране производитель мотоциклов. TVS Group специализируется на производстве двухколесных и трехколесных транспортных средств, а также автомобильных запчастей. Оборот корпорации составляет более $7 млрд в год. Завершилась программа пресаммита посещением одного из древнейших индуистских храмов – Храма Минакши, который представляет собой огромный комплекс зданий, занимающих обширную территорию в центре Мадурая. Общее количество храмовых скульптур превышает 33 тысячи – при этом ни одна из скульптур не похожа на другую. Даже на беглое знакомство с многорукими статуями Шивы, многоликими богинями, скульптурами жрецов, музыкантов и мифических животных уйдет не один день.
Саммит
Вдохновила участников саммита пленарная сессия с известным ученым, предпринимателем и общественным деятелем Гюнтером Паули – автором бестселлера «Синяя экономика», в которой описаны инновационные способы использования доступных ресурсов для борьбы с проблемами экологии и изменения климата. Гюнтер представил аудитории ряд кейсов, которые послужили примерами удачных эксплуатационных моделей производства и потребления. Владельцы сети ресторанов Crepes & Waffles в Колумбии, наследники во втором поколении, поделились неординарным подходом к реализации социальных программ. Они создали все возможности для развития разнообразных талантов сотрудников компании, будь то сценическое мастерство, пение, постановка выступлений, стихосложение, фотосъемка и многое другое, организовав сообщество, в котором каждый желающий мог бы проявить себя. Одной из основательниц программы стала их мать. Поверив в свою исключительность и способности, многие сотрудники, имеющие в прошлом зависимость от наркотиков и алкоголя, полностью изменили свою жизнь и приоритеты. Компания всячески содействует их социальной адаптации и трудоустройству. На одном из практических занятий участникам предстояло в течение полутора минут пролоббировать инновационную идею для семейного бизнеса среди старшего поколения. NextGen разрабатывали бизнес-идею, презентовали ее и создавали рабочую модель, которую можно было бы представить на суд инвесторов.