Лучшие семейные компании 2020

21.12.2020

4 декабря в рамках 37-го ивента FBN Украина прошла торжественная церемония награждения победителей второго ежегодного Family Business Awards. В этом году призы вручались сразу в трех номинациях: крупный, средний и малый бизнес – с собственным капиталом более 500, 100-500 и до 100 млн грн соответственно. Кроме того, вручались три специальных приза: лучшему хосту ивентов – от FBN Украина, за стойкость во время глобальных вызовов – от Deloitte Ukraine и за органичную интеграцию следующего поколения в семейный бизнес – от IdeasFirst. Всего на конкурс в 2020 году подано 33 заявки в трех номинациях.

Первыми награжденными в номинации «Лучший хост ивента» стали львовские компании «Энзим» и «Кормотех» Олены и Ростислава Вовк. Представители второго поколения семьи сумели не только принять эстафету от отца, Ореста Вовка, но и в значительной мере развили семейный бизнес. Производство дрожжей под руководством Олены постепенно превращается в биотехнологическую компанию с мощным R&D, а Ростислав вырастил бизнес по производству кормов для животных в мощное экспортно ориентированное предприятие. Вручала награду «Лучший хост года» Татьяна Бурда.

Вторую награду – спецприз от партнера конкурса компании Deloitte Ukraine за стойкость во время глобальных вызовов – получила корпорация «Биосфера» Андрея Здесенко. Помимо внушительных показателей оборота, роста выручки и международного присутствия, бизнес Здесенко во время кризиса пополнился новым производством. Буквально за считанные дни до начала мирового локдауна Андрей Здесенко успел купить итальянскую линию по производству памперсов. Из-за невозможности привезти итальянских наладчиков линию собирали собственными силами, консультируясь с производителем по удаленной связи. Загруженная на 100% линия сможет покрыть 15% потребности украинского рынка. Инвестиции в проект составили около 7 млн евро. Награду Андрею Здесенко вручал Андрей Серветник, партнер налогово-юридического департамента Deloitte Ukraine.

Специальный приз от партнера конкурса компании IdeasFirst за гармоничную интеграцию NextGen в семейный бизнес получила семья Коростылевых и их семейная компания Elio. Компания Юрия Коростылева, основанная в 1990-х, занималась строительством, импортом, а со временем сосредоточилась на производстве мебели и масштабных дизайн-проектах. На 100% семейной Elio стала в 2012 году, когда Коростылев-старший выкупил долю у своего партнера. В 2014-м мастером покрасочного цеха сюда пришел работать старший сын Олег; в 2016-м на позицию лин-менеджера в семейный бизнес пришел младший – Владимир, а в 2020 году отец полностью передал братьям управление компанией. Благодаря синергии основателя и наследников бизнес вышел на международный уровень, участвует в престижных интернациональных выставках и заслужил репутацию премиум-бренда не только в Украине, но и за рубежом. Награду семье Коростылевых вручила Ирина Бондаренко, основательница компании IdeasFirst.

Победителем в номинации «Малый бизнес» стала «Сімейна пекарня «Будьмо здорові» и ее основательница Руслана Рымарская. Сейчас компания производит гипоалергенное печенье под ТМ «Смакулі». Кулинарному бизнесу Рымарской около 10 лет, с 2010-го она занималась выпечкой бездрожжевого хлеба, с 2016 года переключилась на печенье. Награду Руслане Рымарской вручил Андрей Федорив, основатель Fedoriv Group.

Приз лучшей семейной компании в номинации «Средний бизнес» получила компания Collar. Продукция черниговского производителя продается более чем в 70 странах, а некоторые товары, например, инновационное кольцо-Puller, известны собачникам по всему миру. Среди партнеров компании – Warner Bros и NASA. Компания Юрия Синицы производит полный спектр товаров для домашних любимцев – от ошейников, одежды, амуниции и тренировочного инвентаря до наполнителей и аквариумного оборудования. Награду Юрию Синице с супругой вручил Дмитрий Казавчинский, генеральный директор и сооснователь GST Group и победитель Family Business Awards 2019.

Победителем в номинации «Крупный бизнес»  стала львовская компания «Барком». Семейный бизнес в третьем поколении прошел долгий и нелегкий путь – от мелкой торговли до собственных аграрного, мясного и пекарного производств, сети магазинов и кропотливого процесса построения семейного и корпоративного управления компанией. Компанию в 1998 году основал отец, Владимир Баран с мамой Софией Баран и сыновьями Александром Баворовским и Олегом Бараном. Сначала семья занималась торговлей колбасными изделиями, но уже в 1999-м открыла собственное производство. Спустя еще два года было принято поворотное для семейного бизнеса решение: в 2001 году «Барком» открыл свой первый магазин «Родинна ковбаска». Решение оказалось правильным, а еще через несколько лет объем производства вырос настолько, что семья уже не справлялась с расширением розницы собственными силами. Так было принято решение о развитии франчайзинговых магазинов. С 2016 года в «Баркоме» заработал внешний совет директоров, который помог наладить диалог между родственниками, отстроить финансовую культуру и скорректировать структуру управления компанией. Было принято решение о найме ключевых топ-менеджеров, а Олегу Барану и Александру Баворовскому рекомендовали получить степень MBA. Спустя некоторое время Олег Баран возглавил компанию, а Александр Баворовский – семейный совет. Сегодня компания демонстрирует устойчивый рост, проведен масштабный ребрендинг магазинов, налажено общение внутри семьи. Награду семье Баран-Баворовских вручал президент ассоциации владельцев семейных компаний Украины Владислав Бурда.