Берлинские открытия: 4С и стратегии работы на международных рынках

12.04.2016

 

 

Четвертый международный тур FBN-Украина 7-9 апреля 2016 года собрал в Берлине почти 50 участников. Такой многочисленной наша зарубежная делегация стала впервые. И впервые встреча началась прямо в день приезда, 7 апреля, с вечернего дружеского ужина.

На берлинском ивенте мы смогли обсудить стратегические направления развития FBN-Украина, познакомиться с опытом ведения бизнеса в Германии, принять активное участие в двух воркшопах на темы семейной конституции и активной благотворительности, узнать о главных выводах большого исследования семейных компаний (12 тысяч семей) и вникнуть в бизнес компании «Бизол», которая выступила хостом ивента.

Мы также успели посетить лучшее берлинское шоу The Wyld, выставочный центр Хельмута Ньютона, проехать по городу с обзорной экскурсией и горячо обсудить все впечатления на галла-ужине в модном ресторане Grosz.

На встрече в Берлине официальные дипломы о членстве в FBNУкраина получили:

• Савелий Либкин, известный одесский и киевский ресторатор, основатель Resta Company

• Хачатур Сардарян, представитель второго поколения одесской компании «Веста-Групп» (пассажирские перевозки и АЗС)

• семья Оксаны и Тараса Середюк, основатели и владельцы ресторанных сетей «Мафия» и CASTA

Выступление президента FBN-Украина Владислава Бурды на этот раз было посвящено стратегии ассоциации на ближайшие три-пять лет. По итогам дискуссий, которые прошли в ПОК, Владислав сформулировал основные стратегические цели FBN-Украина. Их четыре:

1. Следующее поколение – в руководстве компании

2. Вовлеченность и интеграция всех членов семьи

3. Обучение семейному бизнесу и обмен опытом

4. Внедрение модели 4С

Одними из самых ярких гостей ивента стали математики Томас Ницше и его сын Максим, которые представляли свою уникальную математическую программу MATH 42. Создатели стартапа, которым пользуются уже больше 2 млн человек во всем мире, полны новых планов и рассказывают о полном обновлении функционала своей программы в ближайшее время.

С особенностями деятельности ассоциаций семейных предприятий в Германии нас познакомил региональный представитель одной из таких организаций и владелец предприятия, которое специализируется на чистке коммунальных систем водоснабжения Свен Фиеткау. В их объединении 2500 компаний (из них только 200 – в Берлине), для вступления в организацию годовой оборот компании должен быть не меньше 1 млн евро.

Эмигрант из Днепропетровска Геннадий Лихт поделился с нами историей построения успешного семейного бизнеса Servise Centr Licht с родителями и младшим братом в Берлине и Вене.

Научный взгляд на логику развития семейных бизнесов внес в наши размышления партнер Ernst&Young и опытный консультант семейных предприятий Адиб Рашид. Он поделился материалами свежего исследования 12 тысяч семейных компаний Staying power, рассказал о тех проблемах, которые можно назвать типичными у развивающихся бизнесов и семей-владельцев. Для подготовленной аудитории FBN-Украина часть выводов исследования оказалась вполне ожидаемой, но были и открытия, которые стало интересно обсудить.

Ожидаемо увлекательная дискуссия состоялась в конце первого дня, когда слово дали четырем семьям, готовым поделиться с остальными своими шагами по созданию семейной  конституции. Напомним, что активный обмен опытом на эту тему прошел в Киеве в конце прошлого года. Тогда же договорились продолжить разговор в Берлине.

День оказался настолько насыщенным, что прекрасным девушкам из лучшего берлинского шоу The Wyld с трудом удалось отвлечь участников ивента от дискуссий о работе с родственниками.

Большим экспериментом второго дня стал воркшоп «Социальный капитал и социальная ответственность». Его провели для нас уже хорошо известная членам FBN-Украина Джулия фон Пошингер-Брей (инициатор дней социального предпринимательства на ивентах FBN International) и Фелиситас фон Питер, основательница и директор Форума по активной благотворительности.

Берлинским хостом ивента выступила компания, которую участники FBN- Украина знают давно. В 2010 году мы уже были в киевском офисе этой группы компаний, в 2014-м поздравляли компанию с престижной наградой reddot award за новаторский дизайн упаковки для автомобильных масел, а в 2015-м радовались вместе с владельцами присвоению компании звания «Лучший семейный бизнес» по результатам европейского конкурса Gutman award. На этот раз нам предстояло познакомиться с международным направлением деятельности этой группы компаний.

О Берлине сегодня говорят как о «самой большой строительной площадке Европы». И дело не только в наличии строек – после объединения восточной и западной частей города буквально на глазах возникает особое пространство, которое называют Das Neue Berlin – «Новый Берлин».

В воскресенье, 10 апреля, нас ждала еще одна важная встреча. Представители второго поколения крупного польского бизнеса по производству автобусов Solaris Bus & Coach Ян и Маргарета Ольшжевски рассказали нам о семейном бизнесе и своем новаторском проекте OWNERS PLASE (ownersplace.com) , который может объединить коммерческие интересы участников FBN по всему миру.